МЯКШИНА Анастасия Ивановна, Каргапольский район. Курганская область.

A A= A+ 30.12.2021

 

Осенний вальс Анастасии

 

Обернув косу вокруг головы, Анастасия взглянула на себя в зеркало: темно-синий костюм, сшитый на заказ местной портнихой, отлично смотрелся на ней. 

   - Ну что, Анастасия Ивановна, очередной учебный год ждет вас в родной школе, - произнесла она, одергивая пиджак. Волнение не покидало, а сердце колотилось так, что казалось, готово выпрыгнуть из груди. Подобное чувство она испытала в 1947 году, когда впервые перешагнула порог Житниковской школы.

***********

Начало октября 1959 выдалось прохладным. С раннего утра моросил дождик, заставляя возвращаться к воспоминаниям о жарких летних денечках. Накинув пальто, Анастасия вышла из дома. Свежий, пропитанный ночной сыростью воздух, моментально наполнил легкие холодом, а осенний ветер, обрывая с деревьев последнюю листву, заставлял укутываться теплее. Несмотря на переменчивое настроение погоды, сырость и блеклость природы, Настя очень любила это время года. Оно напоминало ей о тех днях, когда она после окончания Шадринского государственного учительского института  пришла работать в школу.

- Вот, ребята, ваш новый педагог Анастасия Ивановна, - представил ее директор школы Прасковья Андреевна Павлыгина.  - Она будет вести русский и литературу.

Открыв рты, дети с любопытством рассматривали ее, будто она прилетела с другой планеты. Так сказать, пытались изучить ее внешние данные и понять,  что же за человек к ним пожаловал.

- Ребята у нас спокойные, но есть, конечно, пара задир, куда же без них, а так класс очень хороший, активный, думаю, справитесь, - говорила Прасковья Андреевна. За годы работы он повидал многое и знала, кто чем живет и кто какие предметы лучше осваивает.

Настя внимательно слушала директора, в знак согласия кивала головой, словно брала на заметку все то, что она говорила. Детей она очень любила, умела найти общий язык, договориться, помочь решить нужный вопрос.

Своих детей у Насти не было, так уж сложилась судьба, что не нашла по сердцу своего героя. Но зато на глазах выросли племянницы. Зоя с Надей были для нее словно свет в окошке. Частенько, забравшись на печку, они просили рассказать им сказку или объяснить, почему снежинки похожи на звездочки и откуда весной появляются вербочки. Эти любознательные девчушки не давали покоя.

Впрочем, она с удовольствием отвечала на все их вопросы, которые посещали их маленькие прелестные головы.

***********

Осенний вечер тихо спустился на село. В проблесках света исходящего от фонарей и окон домов, на сельских улочках мелькали тени. Возможно, кто-то спешил домой после вечерней управы или уборочной страды, или, напротив, торопился на ночное дежурство, прихватив с особой ужин и теплый свитер. Ночь обещала быть холодной.

 Где-то вдалеке был слышен лай собак и гулкое тарахтение трактора, скрип калитки соседнего дома и тихое пошлепывание капель дождя по облетевшей листве. Село жило своей обычной жизнью, постепенно растворяя все эти звуки в ночной тишине.

Ворочаясь в постели, Надюшка долго не могла заснуть. Приподняв голову, она увидела струйку тусклого света из тетиной комнаты. Работает.

Наде нравилась наблюдать, как она проверяет школьные тетради. По ее лицу можно было предугадать, каким получилось школьное сочинение.  Если тетя Настя улыбалась, то написанные в школьной тетради строчки содержали нотку юмора или наоборот, если украдкой смахивала слезу, значит строчки несли грусть, а возможно даже душевные переживания.

   Тетя была добрейшей души человеком. Никогда не повышала голоса, не оскорбляла, не унижала. Она четко ставила цель перед учеником и задавала конкретный вопрос по изученному учебному материалу. А самое главное, с интересом рассказывала о героях романа, с выражением читала стихи и требовала такого же подхода и от учеников. Учиться в ее классе было одно удовольствие.

Надюшке вдруг вспомнился случай, когда она следом за старшей сестрой Зоей, прихватив с собой хозяйственную сумку, тайком сбежала от дедушки с бабушкой в школу.  Тогда ей было шесть, но огромное желание учиться не давало сидеть на месте и ждать следующего учебного года.

 Именно с того самого дня она стала посещать школу и была зачислена в ряды первоклашек именно в класс, где преподавала русский язык любимая тетя Анастасия Ивановна Мякшина.

Она была удивительным человеком. Разносторонней и творческой личностью. После возращения из Большого Камагана в 1950 году, где она преподавала в школе ровно год, она окунулась в общественную и театральную деятельность. Состояла в обществе знаний, читала лекции педагогическому составу и умела прекрасно совмещать работу и театр.

Сколько эмоций вызывали у нее поездки с различными спектаклями, поставленными прекраснейшим режиссером Федором Лекановым, по деревням и селам родного Каргапольского района.

       - Петя, жители Осиновского приняли нашу постановку на ура! -   радостно сообщала она брату, вернувшись с очередной поездки. – В следующем спектакле будешь играть ты, я это точно знаю!

Петр Иванович, конечно, приобщился к театральной жизни, но больше всего ему нравилось фотографировать. Иной раз возьмет в руки фотоаппарат, пройдется по улочкам родного села, «поколдует» пару часов в комнате с завешанными от света окнами и фотографии готовы. Полюбоваться местными достопримечательностями сельские жители любили, особенно радовались, когда себя видели на снимках.

Нравилось Петру фотографировать за работой отца. Иван Васильевич, дед Надежды и Зои, был знатным кузнецом, умел ковать хорошие вещи из обычного железа. Правда, сына к этому делу не приобщил.

После службы на Камчатке Петр вернулся домой, устроился в  школу учителем физкультуры и по совместительству - трудов. Так что в семье Мякшиных учительствовать довелось не только Анастасии Ивановне. Хотя педагогическое образование получила она одна, за что очень была благодарна своим родителям. И пока одни поднимали сельское хозяйство, она вкладывала в головы прочные знания и играла важную роль в жизни начинающих свой школьный путь детей.

          ***********

Березовый листочек, описав круг, вдруг упал к ногам Насти. Неожиданно для себя она остановилась, тяжело вздохнув, присела на корточки.

Отыскать этот недавно танцевавший вальс листок было не сложно. По сравнению с другими, слегка засохшими и немного влажными от утреннего дождя листьями, он сильно выделялся ярко-желтым окрасом.

Надо насобирать целую охапку листьев и сделать красивые поделки с детьми, прямо на уроке. Ей нравилось обучать их разным премудростям рукоделия. Повторяя за ней, девчонки и мальчишки очень старались создать красивые поделки.

- Анастасия Ивановна, а посмотрите, пожалуйста, какой у меня цветок получился!

- Анастасия Ивановна, и у меня тоже, тоже посмотрите! – со всех сторон звучали детские голоса, пытаясь найти с ее стороны одобрение их творческим работам.

Настя проходила по рядам, внимательно смотрела, давала нужный совет, помогала тем, кто немного отставал. Ее воодушевляли работы ребят. Она видела, как горят их глаза, с каким старанием они создают свои неповторимые шедевры.

Они смотрели на нее широко открытыми глазами. Для них она была не просто учителем, а человеком с большим сердцем, сеющим доброе, вечное, разумное.

Настя улыбнулась. Прижав к груди собранную охапку листьев, она закрыла глаза, представив, как вместе с опадающей листвой она медленно кружится в танце. Ее движения были плавными, спокойными, умеренными, будто поддавались какому-то внутреннему голосу, звучащему из самого сердца. Ей овладевало невероятное чувство удовлетворения, которое могут испытать лишь те, кто сильно любит свою профессию.

Послесловие

В 1957 году Анастасия Ивановна Мякшина награждена медалью «За освоение целинных земель».

На заслуженный отдых она вышла в 1981 году. Но даже после этого еще некоторое время работала в школе.

Наталья Мацюк

Каргапольская газета «Сельская правда».

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER