БУРАКЕВИЧ Александр Петрович, Макушинский район, Курганская область.

A A= A+ 30.12.2021

НА СЕМЕЙНОМ СТОЛЕ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ХЛЕБ

- считает ветеран-целинник из Макушинского района Александр Буракевич

  За тридевять земель от родной Гомельщины, в казахстанский Петропавловск, солдата срочной службы Александра Буракевича привело желание побыстрее распрощаться с армейскими сапогами.

-  Я служил в Мурманске, был механиком по самолетным двигателям. Призвали меня в декабре 1957 года на три года, а в 1960 году вышло распоряжение о том, что тех, кто поедет по комсомольской путевке целину осваивать, демобилизуют досрочно. Ну, я и написал заявление.

  

Александр Петрович о той своей юношеской «авантюре» вспоминает с доброй улыбкой. Потому как она, конечно, резко поменяла его жизнь, но в результате принесла счастье – трудовое, семейное, житейское.

 - Куда едем, мы и не знали, желающих было очень много. Я прибыл в Петропавловск Северо-Казахстанской области. Там направили в совхоз Полудинского района. Подучили и сразу на уборку, август был. А уж после направили учиться. Закончил Асановское училище, получил удостоверение тракториста-машиниста и слесаря. С тем и пошел по жизни.

   Год своего прибытия на освоение целинных земель Александр Буракевич запомнил на всю жизнь – горы зерна были повсюду. Как отмечают историки, в тот год получили самый большой целинный урожай – почти 59 миллионов тонн, почти половину всего советского хлеба. Работали до пота почти круглосуточно, чтобы прибрать зерно, грузили железнодорожные составы, отправляя хлеб по всему Советскому Союзу.

  Александр Петрович верил, что часть этого целинного каравая попадет и на стол его родных в далекой от казахстанских степей белорусской деревне Хлупин Житковичского района Гомельской области. Деревня уже более-менее оправилась после Великой Отечественной    войны. Но большого изобилия у жителей, в военные годы оказавшихся на оккупированной фашистами территории, не было.

 

   - Немец зашел в деревню в первый же месяц войны, -вспоминает 84-летний Александр Петрович. – Нас у родителей трое пацанов было, я самый младший – только-только к четырем годам подходил. Дом наш, как и многие другие в деревне, немцы спалили, нам пришлось в лесу прятаться. Землянку вырыли, партизаны помогали пропитанием. А так, что добыли в лесу, тем и сыты. Помню клюкву – она на болотах росла. И грибы.

  По части поиска грибов ветеран до сих пор мастак. Даже в самый «неурожайный» год из леса с пустой корзиной не возвращается. А еще помнит он вкус печеного яблока. Его отец, оставленный по брони совхозный бригадир, подобрал на пепелище родного дома. Сгорел большой яблоневый сад. Вот и испеклось не успевшее налиться соком яблоко.

   Спустя десятилетия, когда Буракевичи (уже семьей) обосновались в деревне Новая Роща Макушинского района, то разбили свой сад. И сегодня по весне приветствуют Александра Петровича белым цветом несколько яблонек – его душевная связь с малой родиной, с детством.

  - После войны в школе учился, а потом два года до армии киномехаником работал. У меня на обслуживании семь деревень было, возил передвижной кинопроектор, фильмы и киножурналы показывал.

 Это была первая и последняя работа на родной земле. После армии он приезжал на свою малую родину не раз, но уже гостем. Потому что целина дала ему и новую профессию, и жену, и новое, ставшее родным, местожительства.

 

  - Как с Зоей познакомился, говорите? – светлеет лицом Александр Петрович (он три года назад овдовел, а душой с Зоей Максимовной, матерью его трех сыновей и настоящей жизненной опорой, расстаться не может). – Так тоже на целине дело было. Она тоже приехала на уборку. Как бы ни работали, а время на отдых находили. Вот и пошли мы с товарищами как-то на танцы, нам сказали, что девчата новенькие приехали. По дороге и говорю – одна моя, остальные – ваши.

   «Остальных» была одна Зоина подружка, пришли-то они в клуб вдвоем. Александр с ходу свою увидел не только глазами, но и сердцем. Ну и все, на 58 лет счастья совместной жизни насмотрел. Зоя Максимовна была родом из деревни Малое Гусиное Макушинского района, на ее родину и перебрались чуть позже. Доброго механизатора в совхозе «Пионер» приняли с распростертыми объятиями.

 

Три с половиной десятилетия Буракевич пахал землю и растил хлеб. Окрестные поля знает до гектара, до каждой впадинки и взгорка, а про историю отечественного тракторостроения может рассказать не хуже музейного экскурсовода. Потому как своими руками и заводил, и ремонтировал ДТ-75 и ДТ-54, Т-4 и МТЗ.

 - Батя у нас до работы всегда жадный был, - гордится Александром Петровичем Юрий Александрович. – Мы его в детстве-то и не видели почти, он все на работе был. А радостью для нас было, когда брал с собой в поле. Игорь у нас пошел по отцовским стопам, тоже был отличным механизатором.

 Юрий Александрович живет в соседнем с Новой Рощей селе и отца, который ни в какую не желает покидать дом, построенный для него полвека назад совхозом, как лучшего механизатора, навещает часто. Не обижают и внуки – звонят, приезжают, помогают. Хотя ветеран по дому управляется сам. Хватает пока сил и на любимых голубей, которые каждое утро приветствуют его воркованием.

 - Спать будешь, так и иметь ничего не будешь, - рассуждает первоцелинник, который в течение жизни освоил множество профессий и умений, руки у него к любому ремеслу ловкие. Александр Петрович бережно хранит в воспоминаниях награды, которыми его отмечали – туристические путевки, мотоцикл «Урал», грамоты, премии, а одна из премий – приемник - все еще бережно хранима.

 

   Журналистам, приехавшим в просторный дом Буракевича, что стоит на самом краю Новой Рощи, хозяин и его сын обрадовались. Не так часты здесь сегодня гости.

- Спасибо вам, что про отца вспомнили. Про кого, как не про него и таких же, как он работяг, рассказывать, - рассуждает Юрий Александрович. – Сегодня про целину-то особо не вспоминают, а ведь это дело государственного масштаба было.

   Как водится, поговорили о сегодняшнем положении села и селян. У Александра Петровича последние два года на душе «оттепель» началась. Это при виде того, как за деревней начали строить зерноток, машдвор, а окрестные поля сменили бурьян последних десятилетий на пшеничный колос.

- Совхоз-то наш развалился, как и все, деревня в запустение пришла. А теперь, как модно говорить, инвестор пришел. Я с ним лично не знаком, но смотреть приятно, что возрождается и земля, и дело, - радуется ветеран.

   Современное поколение, посматривая на новое сельхозпредприятие, в уме подсчитывает - сколько средств оно вкладывает в землю. А ветеран-целинник смотрит на это другими глазами – человека, понимающего, что ухоженная земля, родящая хлеб, важнее денег. Потому что ему, ребенку военного лихолетья, абсолютно ясно – на столе в доме всегда должен быть хлеб. Ради этого всю жизнь и проработал.

Галина Абрамова.

Фото автора.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER