На Троекуровском кладбище открыли памятник Михаилу Ненашеву

A A= A+ 11.10.2021

Памятник журналисту и общественному деятелю Михаилу Федоровичу Ненашеву открыли на Троекуровском кладбище в Москве.

Михаил Ненашев родился в 1929 году. К 1952 году окончил Магнитогорский педагогический институт. Позже руководил 8 лет газетой «Советская Россия». Также являлся автором книг «Заложник времени», «Последнее правительство СССР».

"Сегодня мы вспоминаем Михаила Ненашева, политика, журналиста, общественного деятеля, руководителя телевидения, министра… Михаил Фёдорович воспитал очень многих наших коллег, которые до сих пор занимаются телевидением. Он прожил долгую жизнь, более 90 лет, оставил много учеников, оставил книги", - сказал глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв. Он отметил, что СЖР целый год собирал деньги.

Заместитель мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко отметил, что гордится тем, что был знаком с таким выдающимся человеком, как Михаил Ненашев.
От него всегда можно было услышать слова поддержки, что было особенно важно в те моменты, когда многое зависело  от правильно принятого решения, подчеркнул Александр Горбенко.

Дочь Наталья Ненашева выразила благодарность скульптору, правительству Москвы и Союзу журналистов. Скончался Михаил Фёдорович в 2019 году.

Биография Михаила Ненашева

Родился в с. Бородиновка Варненского района Челябинской области. В 1947—1952 гг. учился на историко-филологическом факультете Магнитогорского государственного педагогического института (ныне Магнитогорский государственный университет).

В 1952—1955 гг. учился в аспирантуре Ленинградского планово-экономического института. В 1955 году защитил диссертацию «Ленинское учение о революционной ситуации и его значение в борьбе Коммунистической партии за победу Великой Октябрьской социалистической революции» на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

В 1956—1963 гг. работал ассистентом, доцентом, заведующим кафедрой марксизма-ленинизма Магнитогорского горно-металлургического института (ныне технический университет).

В 1963—1967 гг. работал вторым секретарём Магнитогорского горкома КПСС. В 1967—1975 гг. работал заведующим отделом науки и учебных заведений, затем секретарём Челябинского обкома КПСС. В 1975—1978 гг. работал заместителем заведующего Отделом пропаганды ЦК КПСС.

В 1978—1986 гг. главный редактор газеты «Советская Россия». В 1979 году защитил диссертацию «Деятельность КПСС по повышению эффективности идейно-воспитательной работы в условиях развитого социализма» на соискание учёной степени доктора исторических наук.

С февраля 1986 по май 1989 — председатель Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

В мае 1989 — ноябре 1990 — председатель Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). В это время обрели популярность телепрограммы «Время», «До и после полуночи», «600 секунд». Начались прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР.

В ноябре 1990 — апреле 1991 — председатель Государственного комитета СССР по печати. С июля по ноябрь 1991 — министр печати и информации СССР.

В 1993 году выпустил два тома мемуаров «Заложник времени» и «Последнее правительство СССР». В 1994—2006 годах возглавлял государственное издательство «Русская книга».

В 2006 году создал кафедру периодической печати в Московском государственном университете печати и с того же года являлся её заведующим.

Жил в Москве. Занимался общественной, просветительской и благотворительной деятельностью, являлся председателем правления Благотворительного фонда «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко.

Скончался в Москве в ночь с 14 на 15 декабря 2019 года. Похоронен 17 декабря на Троекуровском кладбище.

Избран действительным членом Российской академии естественных наук (1993), Российской академии политологических наук (1995), Академии русской словесности (1998).

Дочь Наталья (род. 1956), сын Константин (род. 1961).

Гостелерадио СССР

Решение о назначении Ненашева на должность Председателя Гостелерадио СССР было принято в апреле 1989 года. Причина — жёсткая критика его предшественника Александра Аксёнова на апрельском Пленуме ЦК КПСС в связи с заявлением 21 апреля 1989 года в эфире программы «Взгляд» режиссёра Марка Захарова о необходимости похоронить Ленина «по-христиански». Михаил Горбачёв предложил кандидатуру Ненашева на Политбюро ЦК КПСС.

По словам Ненашева, перед ним стояла задача «остановить проявления того вольнодумства, вольтерьянства на телевидении». При этом он занял позицию, что «телевидение должно быть и пропагандистом, и источником инакомыслия — оно должно строиться по принципу альтернативы».

В то время в Гостелерадио СССР было 42 редакции (телевизионные и радио), около 7 000 сотрудников. Ненашев позвал в свою команду коллег по «Советской России»: Владимира Шилова (в редакцию пропаганды), Всеволода Богданова (в программную дирекцию), Петра Решетова, Святослава Рыбаса (в литературно-драматическую редакцию) и др. Отдел информации в то время возглавлял Эдуард Сагалаев, молодёжную редакцию — Александр Пономарёв.

При Ненашеве на телевидении появились сеансы Кашпировского и Чумака, целью которых было снижение уровня раздражения в обществе, утешение. Но вскоре стало ясно, что это не лечение, а «прохиндейство», и программы были закрыты.

Как руководитель прослыл либералом, не в достаточной степени ведущим линию партии. В 1989 году на июньском Пленуме ЦК прозвучали обвинения в адрес Ненашева, что на телевидении происходит очернение страны, не показывается ничего светлого и радостного. На что тот ответил:

А вам не стыдно так плохо править страной? Телевидение виновно только в том, что полнее, чем что бы то ни было, отражает происходящее в реальной жизни. <…> Телевидение не может быть лучше, чем жизнь.

В итоге был снят с должности в ноябре 1990 года.

В интервью признался, что никогда не был сторонником и поклонником телевидения:

Телевидение — это всё-таки не мысль, а прежде всего вид. На телевидении важно не быть, важно казаться, и вот это «казаться», вот эта видеокартинка, видовой ряд, — первичны. У меня этот приоритет всегда вызывает некоторое отчуждение, некоторое отрицание, даже при всём признании и величия, и могущества, и всесилия телевидения.

Точка зрения Ненашева, что журналистам на телевидение нужно приходить только после плодотворной работы в печатном издании, научившись русской словесности:

Слово первично! За словом — мысль, она всегда выражается в слове. И только когда ты освоишь слово, поймёшь слово, тогда приходи на телевидение.

Придя на телевидение, был удивлён, что никто из работников не пользуется библиотекой, на что Анатолий Лысенко ответил, что телевидение вообще не рассчитано на интеллектуальных людей.

При этом Ненашев признавал силу телевидения как СМИ, объединяющего информацию, кино, театр и музыку.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER