Исполнилось двадцать лет со дня создания Международного клуба собственных корреспондентов «Комсомольской правды»

A A= A+ 01.11.2023

 

Его учредили собкоры газеты 29 октября 2003 года, собравшись со всех регионов России и ближнего зарубежья в редакции «Комсомольской правды».

Об истории становления Клуба, о его прошлом  и настоящем рассказывает президент Международного клуба собкоров "Комсомольской правды" Анатолий СТРОЕВ:

- В нашем Клубе собственных корреспондентов «КП», абсолютно неформальном и единственном в своем роде объединении, более 150 собкоров всех поколений, начиная с послевоенных лет и заканчивая уже новым, постсоветским временем. Но главное не в этом. Каждый собкор в свое время реально представлял газету, а значит, и Москву, союзную власть, в своем регионе или республике. Аргумент в переполненном аэропорту (на вокзале, в морском порту), когда были все другие аргументы исчерпаны: «Вы что, хотите, чтобы завтра «Комсомолка» вышла тиражом в 20 миллионов без моего репортажа?» – действовал почти безотказно, и место в самолёте (в поезде, на пароходе) нашему собственному корреспонденту всегда находилось.

Сколько было собкоров в «Комсомолке» - столько и разных судеб. Они приезжали в Москву из разных мест и столиц, все такие разные (кто подтянутый и бойкий, словно солдат перед наступлением, кто вальяжный, аристократичный, больше похожий на лорда с берегов Темзы), но, в то же время, в чём-то похожие. В чём? Да в том, что каждый из них был Его Величество Собкор! Неспроста в «Комсомолке» ходила «железная» фраза: собкор – это не профессия, а состояние души. Так вот, душами мы все, собкоры лучшей газеты большой страны, и роднились. И это родство до сих пор сохраняется во всех нас, хотя давно уже ликвидирован институт собкорства - и не только в «Комсомолке». Родство это подкреплялось еще и тем, что мы запросто ездили друг к другу в гости, вместе отмечали праздники и путешествовали, дружили семьями, помогали, если возникала необходимость… Надо ли говорить, что это родство сохранило в своих душах большинство вчерашних собкоров «Комсомолки» - и мы продолжаем встречаться, заглядывать в гости, обмениваться новостями. Как словно мы учились в одной школе и в одном классе. Так ведь Школа была – и с большой буквы, и имя ей - «Комсомольская правда»!

Я не знаю такого своего коллеги, кто бы без трепета впервые ступал на Шестой этаж (именно на шестом этаже в здании по улице «Правды», №24, и находилась наша газета). Еще вчера ты читал с восторгом и завистью очерки мэтров Инны Руденко, Геннадия Бочарова, Ярослава Голованова, Валерия Аграновского или Василия Пескова, а сегодня ты с ними в одной газете! Эта честь сразу поднимала планку твоего профессионального статуса в регионе или республике. И пусть мы были «странными людьми», по выражению одного нашего острослова, потому что мы даже жили не в квартирах, как все нормальные люди, а в корпунктах, но мы были значимы и честолюбивы, мечтая достичь высот в своей профессии. И многие из нас их достигли!

Сегодня модно сравнивать – тогда и сейчас. Не стоит, думаю, этого делать: мы живём в другой системе координат. В иной социально-экономической обстановке, когда главными в жизни стали деньги. Частная собственность на средства производства сделала почти всех нас наёмными работниками. И сколько бы мы ни надували щёки от собственной значимости, но решающим условием стал капитал. От него зависит успешность и многотиражность (или наоборот – неуспешность и малотиражность) издания. Благополучие (или отсутствие такового) конкретного журналиста. Если раньше, чтобы помочь нашему больному коллеге, достаточно было сделать звонок в соответствующую инстанцию, то теперь мы скидываемся, кто сколько может. Платим за его лечение. Разве с этим не приходится считаться?

Для того мы и решили объединиться в Международный клуб собкоров «Комсомольской правды», чтобы, как поется в песне, «не пропасть по одиночке». «Могучая кучка» учредителей, как называю ее я, решила создать свой клуб. Создавали дружно, всё на том же Шестом этаже, в знаменитом Голубом зале «Комсомолки», где 29 октября 2003 года собралось более ста человек, в основном вчерашних собкоров из разных городов и ныне суверенных республик бывшего Союза ССР.

Меня иногда спрашивают: на какие «шиши» вы существуете? На добровольные взносы и те гонорары, которые мы умудряемся зарабатывать на своих выездных мастер-классах. Не более того. Но больше и чаще организуем складчину, когда надо кому-то помочь с лекарствами (а они ныне все дорогостоящие) или деньгами в трудную минуту. Бывает, что собираем и вещи с продуктами, чтобы отправить куда-то, в новгородскую, к примеру, глубинку, нашему другу-собкору, оставшемуся в одиночестве. Хорошо, что ныне есть интернет, и мы легко связываемся между собой – будь то Канада, США или Дальний Восток.

Но не все меряется только деньгами. Вот уже почти двадцать лет подряд – два раза в год – на День знаний, 1 сентября, и в День Победы, 9 мая, мы ездим в подмосковный город Электроугли, в Катину школу, как мы ее называем между собой, на встречу с учениками.  Потому что до самой смерти уроки знаний и мужества вела здесь заведующая стенографическим бюро «Комсомолки» Екатерина Константиновна Благодарёва – наша общая любимица Катя. Великий человек! Это ее стараниями и энергией был поставлен в ее родном селе Исаково, ныне пригороде Электроуглей, обелиск ее землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В это скорбном списке есть и ее близкие.

Что уж говорить про подмосковных школьников, если я и сам на этих встречах с удовольствием слушаю рассказы вчерашних (не пишу бывших, ибо бывших собкоров, как и чрезвычайных и полномочных послов, не бывает!) собкоров «Комсомолки» о тех жизненных коллизиях, в которых они оказывались за время своей работы в разных точках мира: Юра Строев – на Кубе и в Никарагуа, Кирилл Привалов – во Франции и Италии, Евгений Умеренков – в Латинской Америке, а Александр Каверзнев – в Венгрии…

Думаю, и наше «ученичество» в рамках нашего Клуба собкоров не заканчивается. Ведь двадцать лет – еще не возраст, чтобы почивать на лаврах.

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER