Ответ на этот вопрос искали участники дискуссии «Печатные СМИ: пути трансформации» на «Инфоруме» Союза журналистов России, который проходит 24 июня в Костроме.
Перед представителями СМИ Костромской области выступил Александр Белоновский, главный редактор журнала «Профиль», секретарь СЖР.
- За последние 7-8 лет падение тиражей печатных СМИ произошло в два раза. Ежегодное снижение фиксируется на уровне 10-15%. Расходы за это же время выросли как минимум в два раза. После начала СВО монетизация упала на 50%. Выживать сейчас очень сложно. Что делать? Уходить в диджитал, - высказал свою точку зрения Александр Белоновский.
С участниками встречи он обсудил позицию печатных СМИ в интернет-пространстве, подчеркнув, что там конкуренция очень высока, а содержать отдельную интернет-редакцию очень дорого. Сложно и на данном этапе даже финансово нецелесообразно налаживать работу с Яндекс Дзеном, которым после 2022 года пытались заменить Гугл. На данный момент потери ведущих российских СМИ потеряли 80-90% монетизации.
Пожалуй, единственно действенный выход из текущей непростой ситуации Александр Белоновский видит в создании мультиплатформового бизнеса внутри одного издания: печатный продукт, сайт, телеканал, радио-частота, аккаунты в соцсетях. Но это – чрезвычайно дорого, пока только «РБК» и «Комсомольская правда» приблизились к этой схеме.
Есть ещё путь выживания печатных СМИ – применение искусственного интеллекта. Это даёт свои результаты, в том числе и финансовые. Использование нейросетей позволяет редакциям экономить.
По мнению спикера, выживут в эпоху цифровизации узкоспециализированные издания, издания в глубинке – там, где нет интернета, а также имиджевые издания типа журналов моды.
- У всех СМИ в России есть свой владелец. Чтобы печатное выжило, необходимо вливание средств от акционера. И так не только в России. «BBC», «Голос Америки» перестали финансировать - и они закрылись. Все остальное - лишь возможность слегка сократить кассовый разрыв. СМИ - очень дорогая игрушка, без вливаний ей не выжить, - вот мнение Белоновского.
Участники встречи активно включились в беседу. Например, представителей районных газет Костромской области интересовала ситуация дороговизны услуг «Почты России».
- Мы долго бились с «Почтой России» за снижение расходов по доставке печатных изданий. Уже и на уровне президента было получено одобрение. Но сама «Почта России» выступила против. Ей это не нужно. То же самое с киосками, в которых продавали раньше газеты. Субсидирования нет, ей они невыгодны, - сообщил секретарь Союза журналистов России.
Обсудили и проблему «Журналисты или блогеры». Газетчики поделились своим опытом профессионального противостояния хайповым сообщениям стримеров. Спикер поддержал: да, проблема есть, но есть и надежда, что в скором времени и блогеры будут вынуждены работать в рамках правового поля. Активная работа в этом направлении ведется, как и борьба с анонимными телеграм-каналами.
«Инфорум» Союза журналистов России — обучающий интенсив федерального уровня, в рамках которого руководители и редакторы крупнейших российских СМИ и медиаплатформ проводят мастер-классы, разбирают кейсы своих проектов и дают профессиональные советы. Ключевая цель «Инфорума» - повышение медиакомпетенции региональных журналистов. Интенсив проходил более чем в 30 регионах России.