Владимир Касютин: Если наступит завтра

A A= A+ 17.12.2022

Мы провели небольшое исследование, и вдруг оказалось, что муниципальные журналисты не видят будущего своих изданий. Сегодня – вот оно на тарелочке, со всеми своими тараканами: безденежьем, явной и скрытой цензурой, нехваткой рабочих рук, а завтра абсолютно неразличимо.

Мир настолько распоясался и стал непредсказуем, что для многих основным правилом жизни стало «ночь простоять да день продержаться». Или, может, нас так долго убеждали, что газеты умрут, что мы в это поверили?

Как бы то ни было, и в непроницаемом тумане ходят люди и ездят машины. Если не хотим быть выброшенными за ненадобностью, неплохо прикинуть, что может стать нашим активом.

Первое. Дозированное употребление Интернета.

Не перебарщивайте с соцсетями, эта тенденция в нашей среде уже проявилась. Переключение со взрослых материалов на весёлые картинки трансформирует профессиональные навыки. Рассказывать подтекстовками могут многие, написать очерк и аналитику – единицы.

Не вставляйте в тексты куски из Интернета, увы, этого не гнушаются даже известные авторы. Мертвечина, непрожеванные куски видны невооруженным глазом. Или сердцем.

 

Второе. Читайте книги, а не посты.

Мышление, речь и письмо человека, постигающего жизнь исключительно из сети и разговоров, безграмотны, косноязычны и неловки. Вечный подросток, полагающий себя точкой сборки: всё, что было до меня, не имеет значения.

Книги помогают сохранять равновесие, не впадать в истерику. Знаем мы эти внезапные прозрения: «Ах, все пропало, не та планета, не те люди!» А где ты был раньше? Журналист не может не думать о мире, и желательно не только в рабочее время.

 

Третье. Умеренная прагматичность.

Один наш знакомый эксперт наперебой предлагал: «Сначала заплатите, – а потом я сделаю вам проект». Прошло лет пятнадцать, он всё ждёт.

Наш брат не может жить только тем, что приносит немедленную выгоду. Надо быть готовым часть работы делать за копейки или бесплатно.

А если всю жизнь впахиваешь практически даром?

Надо что-то менять: место работы или место жительства. Между прочим, журналист или редактор местной газеты весьма востребованы на рынке труда. В любом уголке страны можно найти работу по специальности.

 

Четвертое, самое главное. Интерес к другим людям.

Мы нужны аудитории ровно до того момента, пока не сказали: «Это не наши проблемы». Пока можем объединять людей для общей пользы, по крайней мере, так, как мы её себе представляем.

 

И пятое. Возможно, пословица «Делу время, потехе час» потеряла актуальность надолго, и даже если все эти сети накроются медным тазом, ваши уникальные навыки в мире, где каждый встречный-поперечный – конкурент за время и деньги масс, будут нелишни.

 

Владимир Касютин, Журналистика и медиарынок, № 11-12, 2022

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER