Светлана Емельянова: Целина: поколение объединённых

A A= A+ 14.12.2020 Курганская область

Целина: поколение объединённых 

Мы с тобой одной крови?

 

До сих пор для меня самое трудное — это разделить друзей и знакомых по национальному признаку, а подчас и международному. Что делать: слишком сильно сидит во мне интернациональное воспитание. Тогда все было как-то проще: единая страна, единый язык — могучий и красивый. И лишь как яркие вкрапления в общую картину мира газеты на национальных языках, которые продавались в киосках «Союзпечати», обычаи, костюмы, еда.

Потом перестройка, СНГ, первые межнациональные конфликты: страшные и беспощадные. Тысячи русских, оставив десятилетием нажитое добро, друзей, могилы близких, стали возвращаться на историческую родину. Процесс был обоюдный. Боль, слезы, непонимание. Соседи перестали понимать соседей, сослуживцы — сослуживцев. Стали рушиться семьи, рваться десятилетиями налаженные связи.

Как-то незаметно появились границы между независимыми государствами, но как разделить некогда единый народ? Как, например, забыть Целину, когда не только строились заводы и фабрики, но и создавались межнациональные семьи: русские оставались в Казахстане, казахи переезжали в Россию. Жили, работали, любили, растили детей.

Сегодня Шадринск чуть ли не приграничный район с Казахстаном: каких-то 300 км отделяют от границы, по современным меркам ничто. Мы уже давно привыкли, что в нашем университете учатся иностранные студенты. А соревнования, в которых принимают участие жители Казахстана, автоматически становятся международными. Два мира, два государства.

И все же у нас общие корни, общее прошлое и общие проблемы сегодня. Так получилось, что именно мы, журналисты двух стран, живущие по обе стороны границы, объединились и запустили проект «Целина». Название его вытекает из общей истории наших государств и регионов — Курганской и Челябинской областей России и Костанайской и Акмолинской областей Казахстана. Увы, ковид внес свои коррективы, но это не значит, что остановил работу.

Почему для нас так важна эта тема? Повторю: у нас общее прошлое. Мы столько всего прошли вместе, что считаем просто недопустимым ущемления этнических русских и казахов, поддерживающих идею развития отношений между нашими странами. Да, мы разные государства, но это не мешает нам быть партнерами.

Не будем забывать и о том, что русские — вторая по численности национальная группа в Казахстане – на начало 2020 года составляли 18,85% населения страны. Средний возраст русских в Казахстане составляет 35–40 лет, против 26 лет у казахов. Напомню, что в 1897 году русские составляли около 12% населения современной территории Казахстана (казахи — 80,2%). В 1940–1980‑е годы вследствие активной переселенческой политики Российской Империи и прошедшего голода 1920‑х и 1930‑х гг. русские составляли более 40% населения республики, а вместе с другими европейскими народами — около 60–70%, преобладая в большинстве густонаселенных районов республики, хотя в малонаселенных районах абсолютно преобладали казахи.

 

Казаки в Казахстане

 

В Казахстане русские являются в основном потомками переселенцев XIX-XX века, в меньшей степени XVII-XVIII веков.

Начиная с XVI века стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные казаками, а затем и Российской Империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепости на местах кочевья казахов согласно китайским историческим записям с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.

Иван Григорьевич Ткаленко, войсковой старшина Костанайской общины Оренбургских казаков:

— Читаю учебник истории Казахстана: казахи подвергались нападениям калмык, казачьего и сибирского войска. Ребята, вы о чем? Давайте вспомним историю. Когда появилось название «казах»? В 1922 году. До этого не было единого государства: казахи исторически жили родами. У них не было единого названия. Именно казаки основали первые города на территории современного Казахстана. Только два города из 18 крупнейших городов страны были основаны не нами. Смотрите, старейшее поселение на территории Казахского ханства — Яицкий городок (впоследствии г. Уральск). Позже были основаны Гурьев, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Казалинск, Верный, Актюбинск, Кустанай и другие более мелкие городские поселения. Но об этом сегодня умалчивают. Именно казаки пришли сюда, защищая рубежи государства Российского и оставили свой исторический след, состоящий из веры, культуры и языка.

Что нам делить с народом Казахстана? Мы работаем, живем вместе. На бытовом уровне все нормально, мы понимаем друг друга. У нас общая история, общее государство было испокон веков. Мы прошли Ельцинско-Горбачевский распад. Тогда был развал нравственности, культуры, историю в очередной раз переписывали. Но мы выжили. Исторически так сложилось, что мы вынуждены были выживать, вынуждены были защищаться. Постоянно находиться в тонусе. И сейчас Запад заставляет нас быть в тонусе. А состоять в тонусе и не поддерживать традиции и устои невозможно. В нас эта общность генетически заложена. Народ все видит и понимает. Мой дед прорывал блокаду Ленинграда, разве тогда делили, где казах, а где казак? Нет! Его жизненный пример воспитал меня, моих внуков. И то, что подняли страну из руин — мы помним. Тридцать лет после войны и в Казахстане вырастают города, заводы. Люди все это помнят.

Есть националистические выпады, но это единичные случаи. Наш верховный атаман Захаров интернационалист до мозга костей. Мы негативно относимся к тому, что нам пытаются навязать. Разве хорошо, когда въезжая в Костанай, мы видим дорожные знаки только на английском и казахском языках? Это игра на национальной почве. К чему это приведет? Деление власти и деление народа — это разные вещи.

Хотя порой нас пытаются столкнуть лбами. Так в прошлом году газета «Жас Алаш» написала: «Костанайские казаки из объединения «Костанайская община оренбургских казаков» не проявляют уважения к государственному гимну». В Костанае состоялось собрание по поводу разъяснения ежегодного Послания Президента, которое прошло с участием акима области. На нем был и атаман Виктор Чемпалов, глава общественного объединения «Костанайская община оренбургских казаков». На фотографии с этого мероприятия видно, что он вместе со своим спутником во время исполнения гимна не проявляет должного уважения к государственному гимну».

Последовало обсуждение в сетях, нас обвиняли, говорили мало того, что гимн не уважаем, так еще нарушаем закон, который не разрешает ходить в военной форме, не утвержденной в Республике Казахстан. Пришлось объяснять, что на фотографии запечатлен тот момент, когда атаман еще не успел поднять руку. А наша форма не военная, это национальный костюм.

Еще одна история «с душком» связана с деятельностью одного человека. Тут все сложно. Сегодня казаки в Казахстане не реестровые, реестровый казак находится на службе государства, а мы нет. Так вот, есть люди, заинтересованные в том, чтобы казаки у нас стали реестровыми. Чтобы казак по первому свистку бросился на коня и выполнял заказ государства. Ему нужна была боевая единица, которая, с одной стороны, вроде как на службе государства, с другой — нет. А сейчас представьте, происходят где-то волнения и на их подавление бросают не войска, а казаков. Страшно? Еще как. Тем более, в истории государства Российского уже был подобный опыт, приведший к геноциду казачества. Почему казачество было подвергнуто геноциду? Говорят, что коммунисты. Я бы поспорил. Потому что Николай второй реестровых казаков поднимал на разгон стачек. А казак дает присягу один раз в жизни. Казак дал присягу: за веру, царя и Отечество и изменить ей не может.

А разгон демонстраций это страшный раскол внутри страны, народа. Геноцид казачества не коммунисты сделали, а народ, который был разгневан тем, что творило казачество, исполняя свой долг. Но спровоцировал его Николай Второй. Нельзя допустить, чтобы Казахстан прошел через это и повторил кровавую страницу истории: правых и виноватых не будет.

Это не было сказано в слух, но мы понимаем к чему может привести создание реестрового казачества. Сегодня не получилось. Слава богу, но нагнетание идет очень большое. Еще раз повторю: мы аполитичное движение. Мы дружим со всеми.

Я думаю, что мы долго еще можем сохранить баланс. Так как все понимают, что эту сторону лучше не трогать. Не нужно государству в это лезть. Мы все это понимаем и знаем.

 

Я выбираю будущее

 

Уже не первый год в шадринском государственном педагогическом университете учатся студенты из Казахстана, Туркменистана, Киргизии. Если студенты из Киргизии и Туркменистана в большинстве своем живут достаточно обособленно, то казахские студенты быстро ассимилируются. Возможно, это связано с тем, что к нам едут в основном русскоязычные представители Казахстана, этнических казахов буквально единицы.

— Мы в Шадринске свои. — смеется мой собеседник. — Иностранцами считают туркмен, киргизов: одежда, кухня у них национальные. По-русски говорят плохо.

Как рассказал Денис, студент четвертого курса ШГПУ, в Шадринск они приехали вдвоем с одноклассником. В родном Казахстане достаточно сложная система сдачи единого национального тестирования, а без него поступить в институт и получить высшее образование невозможно. В ШГПУ Денис поступил по результатам вступительных экзаменов. Кроме того, в Россию за образованием едут в основном русские. Да и российское образование в Казахстане ценится. Поэтому в своем будущем он уверен. Единственное, в чем он еще сомневается: возвращаться на родину или остаться в России. Для последнего варианта нужно оформлять гражданство, а это требует времени, сил и материальных вложений.

У Дениса русскоязычная семья, да и по паспорту он русский. Бабушка у него русская, но вышла замуж за казаха, мама, получается, по отцу казашка, но замужем за русским.

— Я знаю казахский язык, побеждал в областных олимпиадах, на республику ездил как знаток казахского языка. Я имел право участвовать в олимпиадах, так как официально не являюсь носителем языка. У меня получалось все очень хорошо: говорил и говорю на двух языках. В этом заслуга нашей школы, преподавание в которой велось на русском и казахском. У нас были классы «А» и «Б», с казахским и русским языками обучения. С первого класса школы я слышал оба и легко заговорил на казахском.

Мы жили на севере страны, где русская и казахская речь звучат наравне. Северный казахский язык наиболее чистый. В нем нет заимствований из узбекского и других языков, которые есть в южных областях. Если сравнивать северный и южный Казахстан — это словно две разных страны. На юге страны русская речь не приветствуется. Даже когда я ездил на олимпиады в южные регионы, учитель мне часто повторял: «Старайся не говорить по-русски». Знаете, мне даже страшновато было. Хотя всегда есть человек, который на национальной почве оскорбит. Но у нас врожденный иммунитет к этому. В младших классах школы у нас были некоторые конфликты. А как им не быть, если на всю школу всего три класса русскоговорящих. Но к 8 классу все как-то утихло, мы повзрослели. Был момент, когда бабушка хотела вернуться в Россию, но не получилось. Сейчас прижились уже. Да и вокруг все спокойно. У двух наших государств есть общая история, мы граничим друг с другом, думаю, нам и в дальнейшем нужно сохранять дружеские отношения.

Пограничные государства. Пограничные судьбы. В моем окружении достаточно людей, которые могут рассказать свою историю пограничья и у каждого из них будет своя правда. Но в одном они уверены: нельзя резать поживому и разделять то, что десятилетиями было единым целом. Уважать, принимать, договариваться – да, но не рушить.

Источник: Светлана Емельянова, главный редактор газеты «Исеть» (г. Шадринск), член Курганского регионального отделения Союза журналистов России
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER