Рафаэль Гусейнов: Запахи нацизма над Европой

A A= A+ 17.04.2025

                                        

В ГОДОВЩИНУ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ МЫ ВСПОМИНАЕМ И О ТОМ, ВЫУЧИЛИ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОЛИТИКИ УРОКИ ИСТОРИИ

Скоро будет 80 лет после завершения Второй мировой войны. Во многих странах, участвовавших и пострадавших в этом конфликте, она давно уже – предмет интереса историков, изредка, в памятные даты -  журналистов и политиков. Но не так обстоит дело в России.

Если говорить о событиях мирового, исторического значения, то Великая Отечественная война и сегодня является предметом самого большого внимания и интереса россиян. Но и переживаний тоже. Социологические опросы в начале XXI века показали, что 78 процентов наших сограждан назвали победу в Великой Отечественной войне важнейшим событием, которое определило судьбу страны в XX веке, 87 процентов заявили, что гордятся победой, при этом 68 процентов полагали, что «всей правды» мы не знаем. 

Вторую мировую войну начала Германия Гитлера. Но это было бы невозможно без соглашательства и прямой поддержки западных держав. Почему это произошло и как одному человеку удалось вовлечь нацию благоразумных и работящих людей (а именно такими считали немцев в Европе) в кошмар мировой бойни?   

Известны объяснения геополитического характера, указания на несправедливость, проявленную к Германии со стороны победивших держав по итогам Первой мировой войны. Говорят о сильных обидах народа, многочисленных запретах и ограниченном жизненном пространстве для немцев. Все это было, но СССР к этому не имел никакого отношения. Скажем и о том, что эти события не снимают вопроса: как получилось, что один из самых образованных народов Европы, давших миру великих гуманистов, гениев культуры, стал народом - палачом. Практически все граждане Германии, за исключением тех, кого изгнали из страны, посадили в концлагеря или сожгли в печах крематориев, причастны в той или иной степени к преступлениям нацистов. Это исторический факт, а не пропагандистское клише. Хотя и некоторые современные политики страны пытаются «излечить» германский народ от больной памяти. Мне понятно почему это происходит. Так легче объяснить обывателю почему деньги, спланированные на социальные нужды сограждан, пойдут на поддержку нацистского режима Украины, а немецкие танки опять горят в Донбассе, как и в 1941 году.

Исторически так складывалось, что лидер с сильной волей, возглавивший страну в критический, кризисный момент оказывается способным повести за собой весь народ в том направлении, которое посчитает нужным.  Даже, если эта дорога ведет в пропасть.

Можно привести много примеров, но история как Гитлер сначала обворожил, а затем обманул свой народ, поставив его на край гибели, все же уникальна. Надеюсь, что и неповторима.

Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше проповедовал отказ от морали, отрицательное отношение к любым нравственным принципам. Именно он создал теорию «сверхчеловека», индивидуалистический культ сильной личности. Известно его влияние на мировоззрение Гитлера, на окружение нацистского вождя. Хотя тот же Ницше как-то иронически заметил: «Происхождение немецкого духа – из расстроенного кишечника».

Преступления нацистов настолько чудовищны, что некоторые авторы, рассказывая о них, пытаются обойти, сгладить болезненную тему коллективной ответственности немецкого народа. Крупный британский историк Ричард Эванс в этой связи высказывает достаточно спорное суждение, утверждая, что «в историческом исследовании нельзя позволять себе роскошь моральных оценок. Во-первых, это не соответствует научному подходу, во-вторых, это высокомерно и самонадеянно, я не знаю, как вел бы себя, живя я при Третьем рейхе, даже просто из-за того, если бы я жил тогда, я был бы не таким человеком, как сейчас». Об этом же говорит другой известный британский историк Ян Кершоу: «Для постороннего человека, не немца, который не познал на себе, что такое нацизм, очень просто критиковать и требовать стандартов поведения, которые практически невозможно было обеспечить в тех обстоятельствах».

Можно, конечно, описывать ужасы нацизма, говорить об ответственности людей, которые жили в те времена и участвовали в преступлениях с позиции сегодняшнего дня, понимания массы сопутствующих обстоятельств, но извлечем ли мы тогда уроки из этих событий? Эванс цитирует английского писателя Лесли Хартли: «Прошлое – это другая страна: там живут по-другому». Но Хартли – признанный мастер мистической прозы, а мы живем в реальном мире. У нас живая душа, хрупкое тело, мы многое помним и не хотим повторения того, что происходило во времена Третьего рейха.  В некоторых странах, соседних с Россией, например, на Украине, в Прибалтике не только простили нацистское прошлое и преступления своих сограждан, но и пытаются сделать их героями.

Человек за последние сто лет стал богаче, умнее, образованнее, здоровее. Но он не стал лучше, добрее, милосерднее. Третий рейх был сатанинской империей оккультизма, чуждой порядочным, верующим людям. Советскому Союзу, хотя он и был богоборческой страной, Бог помог победить. Сегодня зверь из преисподней вылез на Украине. Метафизика зла и насилия проявилась в части народа, самого близкого россиянам. При этом, можно с уверенностью говорить, что нацизм стал по-настоящему европейской ценностью, бережно пронесенной некоторыми адептами через десятилетия. Когда-то Маркес написал: «Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды». Получается, что великий писатель ошибся: не прошло и ста лет, а нацизм возрождается. 

Как ни печально об этом говорить, вероятно, Россия осталась единственной страной в Европе, где помнят обо всем, что случилось на этой войне. В год Победы посмотрите на российский Интернет. Здесь ведь скабрезные, эротические и человеконенавистнические сюжеты уступают место песням о войне, о подвигах наших солдат, фотографиям с крыши Рейхстага с советским флагом, раскрашенным в ярко-красный цвет уже в наши дни. Здесь нет угроз, а только спокойная уверенность в том, что наше дело правое и Победа снова будет за нами.

Проницательно о настроениях европейцев перед войной говорил кинорежиссер Александр Сокуров, снявший несколько фильмов о природе нацизма: «Если прямо говорить, то нацизм с его гигантской, ужасающей сущностью выявился публично в Европе. И все запахи этого нацизма просто над всей Европой витали, они все вдыхали это, видели это. И тем не менее, все это шло туда, куда это шло. Они все прекрасно знали и все они читали сочинения Гитлера. Французам казалось, что все эти запахи приятней, чем то, что происходит от коммунистического тоталитаризма»

Нацизм был осужден на уникальном в истории Нюрнбергском трибунале. Его уроки актуальны и сегодня. Гитлер, его учение, геббельсовская пропаганда многократно исследованы. Казалось бы, невозможно сегодня представить в Европе марширующих нацистов, молодых людей, вскидывающих руки в гитлеровском приветствии, женщин, демонстративно несущих портреты офицеров СС. Но это происходит в центре Киева, на улицах государств Балтии. В Польше, Чехии подверглись осквернению памятники советским солдатам, освободившим эти страны от нацизма. В Москве бывший мэр столицы Гавриил Попов несколько лет назад издал книгу, восхваляющую генерала Власова, предложил поставить повешенному за измену генералу памятник в центре города.

К сожалению, демагогия Гитлера, агрессивная сущность нацизма возрождаются в современной Европе. Не будем забывать, что современная Европа не очень дружно живущая в рамках ЕС, когда-то уже объединялась под гитлеровскими знаменами. С той лишь разницей, что теперь над ними не Гитлер, а всесильный американский хозяин. Не случайным мне видится и то, что Германии пришли к власти Шольц и Бербок, чьи родственники имели отношение к нацистскому чиновничеству. Достаточно показательным мне видятся и высказывания Шольца в феврале 2022 года о том, что необходимо снять с немецкого народа комплекс исторической вины за преступления нацизма. Напомним, что всего в годы Второй мировой войны погибло 85 миллионов человек. Согласятся ли их близкие с такими заявлениями?

Когда мы говорим о феноменальных успехах нацистской пропаганды, которая смогла за несколько лет превратить народ Томаса Манна в народ Геббельса, не будем забывать о важных уроках и последствиях поражения Германии во Второй мировой войне.

В этой войне немецкие солдаты, действительно, сражались до последнего. Пока не был подписан Акт о капитуляции, и не были отданы приказы немецких генералов, они были верны присяге. Верили в идеи нацизма и сотни тысяч мирных немцев, покидающих свои дома, убегающих от Красной армии. До последних дней Третьего рейха на горящих улицах Берлина отчаянно бились юнцы из Гитлерюгенда и пенсионеры. Но также быстро, я бы сказал, неожиданно быстро, немецкий народ прозрел. Все эти годы как будто злой волшебник из сказки братьев Гримм набросил мутную пелену на глаза людей, окутал их сетями. И эти сети сгорели, опалив тех, на кого они были накинуты. Но оставшиеся в живых, хотели жить так, как жили их соседи-европейцы. Немцы прозрели. Писатель Василий Гроссман оказался в Берлине сразу после завершения боев в немецкой столице. В знаменитом берлинском зоопарке его глазам предстали разбитые клетки, убитые обезьяны, медведи, тушки тропических птиц. Перед клеткой с убитой гориллой Гроссман встретился с пожилым смотрителем зоопарка, который проработал здесь 37 лет. Писатель спросил у него, была ли горилла свирепой. Служитель только покачал головой: «Совсем нет. Люди гораздо свирепей».

Поиск совершенной жизни стал для немецкого народа хорошим поводом для мирового кровопролития. В конечном счете нацисты стали самой проигравшей стороной во Второй мировой войне. Русские, поляки и евреи тоже гибли. Но они победили. Немцы не только потеряли миллионы своих граждан, они в этой войне еще и проиграли.

Нередко приходится слышать, что сегодня, в наши дни излишне вспоминать дела давно минувших дней, будоражить сознание воспоминаниями о зверствах нацистов. Трудно с этим согласиться. Крупнейший исследователь нацизма Ричард Эванс пишет: «Понять, как и почему нацисты пришли к власти, сегодня не менее важно, чем раньше, а учитывая, что воспоминания стираются, это оказывается еще важнее. Мы должны проникнуть в мысли самих нацистов. Мы должны выяснить, почему их оппоненты не смогли их остановить. Мы должны понять природу и внутреннюю кухню нацистской диктатуры после ее установления. Мы должны оценить процессы, в результате которых Третий рейх втянул Европу и остальной мир в войну немыслимой жестокости, которая закончилась его собственной катастрофой… Третий рейх, сделавший расовую дискриминацию основой своей идеологии и развязавший беспощадную и разрушительную захватническую войну, впечатался в сознание современного мира, как это не смог сделать (наверное, к счастью) ни один другой режим. История того, как Германия, стабильное и современное государство, меньше чем за одну человеческую жизнь привела Европу к моральному, физическому, и культурному краху, и отчаянию, - это история отрезвляющих уроков, которые из этой книги должен извлечь сам читатель». Согласимся с этим.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER